Крейсер Варяг

Варяг: крейсер, подвиг и песня

Давайте вспомним про подвиг Варяга и заодно про песню о нем
Наверх вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый Варяг,
Пощады никто не желает!

Строки практически народной песни. И подвиг Варяга едва ли не самый известный из всего, что делал российский флот за все время своего существования. Давайте немного вспомним. А в конце я расскажу то, о чем не помнит уже практически никто вообще.

Итак. Варяг – бронепалубный крейсер 1-го ранга, который в составе Тихоокеанской эскадры базировался в Порт-Артуре. В начале русско-японской войны он находился в корейском порту Чемульпо вместе с канонёркой Кореец с задачей охраны российской дипломатической миссии в Корее. Там они и были атакованы японской эскадрой.

Бой Варяга с японской эскадрой

8 февраля 1904 года порт Чемульпо был блокирован японскими кораблями. В составе эскадры были 8 миноносцев, 4 бронепалубных крейсера и 2 броненосных. То есть, 14 против 2. Контр-адмирал Уриу предъявил ультиматум капитану Варяга, В. Ф. Рудневу. Он объявил, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и потребовал сдать оба корабля до 12 часов. Подобное заявление для русских моряков было как снег на голову в июле. На совещании команд было принято решение прорываться с боем в Порт-Артур.

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».

Из речи В. Ф. Руднева перед командой крейсера Варяг
Крейсер Варяг и канонёрка Кореец
Крейсер Варяг и канонёрская лодка Кореец выходят в бой

К полудню Варяг и Кореец покинули порт Чемульпо и пошли на прорыв японской эскадры. Нужно сразу пояснить, что по традициям флота, не только российского, сдача корабля противнику – абсолютно недопустимое действие. Это даже не позор, это просто невозможно с точки зрения моряка. Корабль для команды даже не дом. Это – мир. После часового боя с превосходящими силами противника Варяг получил не менее 11 попаданий. Одна пробоина была в районе ватерлинии и крейсер получил значительный крен на один борт. Были убиты более 30 матросов и офицеров, среди которых был дальномерный офицер. А дальномер – это наводка для артиллерии. Обращаться с таким сложным прибором умели далеко не все. Сами дальномерные станции тоже были уничтожены. Раненых было более 90 человек среди них и сам капитан Руднев, который получил ранение в голову. Варяг и Кореец вернулись в порт.

Крейсер Варяг после боя
Крейсер Варяг после боя

На совещании команды было принято решение затопить крейсер в порту. Причем по просьбам капитанов нейтральных стран, чьи корабли тоже стояли в Чемульпо, крейсер решили не взрывать. Опасались повреждения соседних судов. Но канонёрскую лодку Кореец все же взорвали. На Варяге открыли кингстоны и затопили его.

Дальнейшая судьба крейсера Варяг

Многие на этом и заканчивают историю героического крейсера. Однако, корабельная жизнь у него была гораздо более долгой и интересной. Крейсер подняли японцы. На которых подвиг команды произвел очень сильное впечатление. Впрочем, чему удивляться. Такое решение русских моряков было полностью в духе понятий о военной части японских самураев. Так что после поднятия несмотря на то, что корабль переименовали в Сою, личным распоряжением японского императора на корме осталась надпись Варяг. Крейсер стал учебным кораблем японского военного флота. И над кормовым трапом в память о мужестве русской команды была сделана надпись для поднимающихся на борт будущих офицеров.

«На этом корабле вы будете учиться как нужно любить свою Родину»

Новобранцам обязательно рассказывали, что крейсер отказался сдаться и сразился с целой эскадрой. Кстати, после войны в Сеуле японцы создали музей памяти подвигу Варяга, а его капитан был награжден орденом Восходящего солнца, третьим по значимости из японских орденов.

Крейсер Варяг после поднятия японцами
Крейсер Варяг после поднятия японцами

Возвращение Варяга

Во время Первой мировой войны, когда Россия и Япония стали союзниками, Варяг был выкуплен и вошел в состав флотилии Северного ледовитого океана, вернув при этом прежнее название. А в 1917 году отправлен в Англию на ремонт. И был конфискован англичанами после революции в России. В 1920 его продали на слом в Германию, но до нее он не дошел, сел на мель у берегов Шотландии. Что-то с него сняли на месте, остальное покоится на дне моря.

И песня о подвиге крейсера Варяг

Варяг практически сразу стал символом мужества и героизма. И не только в России. В мире тоже. И тут как раз мы подходим к обещанному почти забытому факту. И связан он с песней Варяг. Той самой, с которой началась эта статья. Практически все воспринимают ее как народную песню о подвиге русских моряков.

Вот только написал ее австриец Рудольф Грейнц. На немецком. Причем прославлял он подвиг моряков не просто так, а потому что считал их авангардом белой расы, которая должна бороться с расой желтой. Про это даже куплет был соответствующий. Со словами про желтолицых чертей. Тем более, что и название корабля очень даже грело душу австрийца отсылкой к викингам. На русский язык песню перевела Ольга Студентская, перевела очень качественно, сохранив вполне хороший ритм и рифму и очень близко к изначальному тексту. Куплет про чертей довольно скоро выкинули и получили крайне популярную и уже вполне народную песню. Только смысл в нее вкладывают сейчас совсем не тот, который пытался вложить автор. У нас это не про расы, а про мужество, верность долгу и подвиг.

5/5