Наверх вы, товарищи, все по местам, Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый Варяг, Пощады никто не желает!
Строки практически народной песни. И подвиг Варяга едва ли не самый известный из всего, что делал российский флот за все время своего существования. Давайте немного вспомним. А в конце я расскажу то, о чем не помнит уже практически никто вообще.
Итак. Варяг – бронепалубный крейсер 1-го ранга, который в составе Тихоокеанской эскадры базировался в Порт-Артуре. В начале русско-японской войны он находился в корейском порту Чемульпо вместе с канонёркой Кореец с задачей охраны российской дипломатической миссии в Корее. Там они и были атакованы японской эскадрой.
Бой Варяга с японской эскадрой
8 февраля 1904 года порт Чемульпо был блокирован японскими кораблями. В составе эскадры были 8 миноносцев, 4 бронепалубных крейсера и 2 броненосных. То есть, 14 против 2. Контр-адмирал Уриу предъявил ультиматум капитану Варяга, В. Ф. Рудневу. Он объявил, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и потребовал сдать оба корабля до 12 часов. Подобное заявление для русских моряков было как снег на голову в июле. На совещании команд было принято решение прорываться с боем в Порт-Артур.
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Из речи В. Ф. Руднева перед командой крейсера Варяг
К полудню Варяг и Кореец покинули порт Чемульпо и пошли на прорыв японской эскадры. Нужно сразу пояснить, что по традициям флота, не только российского, сдача корабля противнику – абсолютно недопустимое действие. Это даже не позор, это просто невозможно с точки зрения моряка. Корабль для команды даже не дом. Это – мир. После часового боя с превосходящими силами противника Варяг получил не менее 11 попаданий. Одна пробоина была в районе ватерлинии и крейсер получил значительный крен на один борт. Были убиты более 30 матросов и офицеров, среди которых был дальномерный офицер. А дальномер – это наводка для артиллерии. Обращаться с таким сложным прибором умели далеко не все. Сами дальномерные станции тоже были уничтожены. Раненых было более 90 человек среди них и сам капитан Руднев, который получил ранение в голову. Варяг и Кореец вернулись в порт.
На совещании команды было принято решение затопить крейсер в порту. Причем по просьбам капитанов нейтральных стран, чьи корабли тоже стояли в Чемульпо, крейсер решили не взрывать. Опасались повреждения соседних судов. Но канонёрскую лодку Кореец все же взорвали. На Варяге открыли кингстоны и затопили его.
Дальнейшая судьба крейсера Варяг
Многие на этом и заканчивают историю героического крейсера. Однако, корабельная жизнь у него была гораздо более долгой и интересной. Крейсер подняли японцы. На которых подвиг команды произвел очень сильное впечатление. Впрочем, чему удивляться. Такое решение русских моряков было полностью в духе понятий о военной части японских самураев. Так что после поднятия несмотря на то, что корабль переименовали в Сою, личным распоряжением японского императора на корме осталась надпись Варяг. Крейсер стал учебным кораблем японского военного флота. И над кормовым трапом в память о мужестве русской команды была сделана надпись для поднимающихся на борт будущих офицеров.
«На этом корабле вы будете учиться как нужно любить свою Родину»
Новобранцам обязательно рассказывали, что крейсер отказался сдаться и сразился с целой эскадрой. Кстати, после войны в Сеуле японцы создали музей памяти подвигу Варяга, а его капитан был награжден орденом Восходящего солнца, третьим по значимости из японских орденов.
Возвращение Варяга
Во время Первой мировой войны, когда Россия и Япония стали союзниками, Варяг был выкуплен и вошел в состав флотилии Северного ледовитого океана, вернув при этом прежнее название. А в 1917 году отправлен в Англию на ремонт. И был конфискован англичанами после революции в России. В 1920 его продали на слом в Германию, но до нее он не дошел, сел на мель у берегов Шотландии. Что-то с него сняли на месте, остальное покоится на дне моря.
И песня о подвиге крейсера Варяг
Варяг практически сразу стал символом мужества и героизма. И не только в России. В мире тоже. И тут как раз мы подходим к обещанному почти забытому факту. И связан он с песней Варяг. Той самой, с которой началась эта статья. Практически все воспринимают ее как народную песню о подвиге русских моряков.
Вот только написал ее австриец Рудольф Грейнц. На немецком. Причем прославлял он подвиг моряков не просто так, а потому что считал их авангардом белой расы, которая должна бороться с расой желтой. Про это даже куплет был соответствующий. Со словами про желтолицых чертей. Тем более, что и название корабля очень даже грело душу австрийца отсылкой к викингам. На русский язык песню перевела Ольга Студентская, перевела очень качественно, сохранив вполне хороший ритм и рифму и очень близко к изначальному тексту. Куплет про чертей довольно скоро выкинули и получили крайне популярную и уже вполне народную песню. Только смысл в нее вкладывают сейчас совсем не тот, который пытался вложить автор. У нас это не про расы, а про мужество, верность долгу и подвиг.