Мавзолей В. И. Ленина

Три мавзолея В. И. Ленина

Мавзолей Ленина на Красной площади известен во всем мире. Это один из символов как Москвы, так и России. Но мало кто помнит, что мавзолей этот вовсе не первый и не единственный. Это третий по счету. А вот почему их было три и какими были два предыдущих?

В. И. Ленин умер в подмосковных Горках 21 января 1924 года. Практически сразу было принято решение о том, что необходимо дать возможность попрощаться с вождем революции всем желающим отдать ему последние почести. 23 января гроб с телом Ленина был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где следующие пять дней проходило прощание. Однако, поток людей не иссякал, и в то же самое время, когда в Колонном зале толпы народа шли к гробу Ленина, на Красной площади возводился первый временный мавзолей.

Где поставить мавзолей?

Место для мавзолея было выбрано не случайно. Еще осенью 1917 года у стены по обе стороны от Сенатской башни начал формироваться революционный некрополь. Началось все с двух братских могил, в которых в ноябре 1917 года было похоронено около 240 человек, погибших во время вооруженного восстания в Москве, когда в городе шли упорные бои. Точно идентифицированы из них только около 50. Через год, в ноябре 1918, на башне было размещено панно, авторства С. Т. Конёнкова, которое называлось «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Оно оформляло смысловой центр революционного некрополя, около него прошло несколько митингов. Панно перенесли в музей в 1949 году. К пятилетию революции у башни поставили памятник пролетарию. Это была фигура рабочего, который стоял, вытянув вперед руку с зажатой в ней кепкой, и словно бы приветствовал проходящих по площади. Его можно увидеть на фотографиях, запечатлевших как первый, так и строительство второго мавзолея. Именно при строительстве второго статуя была демонтирована.

Барельеф на Сенатской башне Коремля
На барельефе изображён крылатый Гений Победы, держащий красное знамя в правой руке и пальмовую ветвь — в левой. В ногах Гения разбросано оружие и перевита траурная лента, за его плечами восходит солнце, в лучах которого написано «Октябрьская 1917 Революция»
Митинг у Сенатской башни Кремля
Митинг в начале 1920-х гг.

Неожиданный проект

Автором всех трех архитектурных проектов усыпальницы был Алексей Викторович Щусев. К 1924 году это был уже авторитетный известный мастер архитектуры. Он проектировал, например, Казанский вокзал в Москве, руководил разработкой генплана «Новая Москва», по которому должна была начаться реконструкция города. Словом, Щусев был опытным и заслуженным архитектором. Впрочем, от первого мавзолея не требовалось совершенно ничего экстраординарного. Необходимо было лишь здание, которое могло направлять поток людей от входа, мимо помоста с телом и далее на выход в другой части помещения. То есть, в первую очередь нужно было распределить именно логику движения большой массы людей, чтобы потоки не смешивались и не мешали друг другу. Относительно того, как далее поступить с телом Ленина, в руководстве страны все еще велись дискуссии.

Вот как сам Щусев в одном из интервью рассказывал о событиях января 1924 года.

Была поставлена такая задача, что неизвестно – мавзолей должен быть временным, или постоянным. Когда Ленин еще лежал в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около двенадцати ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. […] И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем. Мне сказали, что проект надо сделать в одну ночь. […]

Первый мавзолей был деревянным, простой кубической формы, сверху была поставлена небольшая трехступенчатая пирамидка. По фасаду деревянными брусками, окрашенными черным цветом, было выложено «Ленин». Само помещение при этом было углублено в землю и посетителям нужно было сначала спуститься вниз по нескольким ступеням и подняться к выходу с другой стороны. По бокам от основного куба были две пристройки. В одной располагался вход, через вторую посетители выходили. И пристройки, и основной зал внутри были оббиты траурной черной материей с красными вставками. В стенах были устроены ниши для венков. Это, явно временное, сооружение простояло лишь до весны 1924 года.

Всенародный конкурс

Весной было принято решение о строительстве более внушительного и уже постоянного мавзолея. Впрочем, для начала нужно было построить еще один временный. Зачем? Все дело в том, что общий революционный порыв, ощущение свободы, участия народа во всех решениях и важных делах выразились, в том числе, в обязательном объявлении творческих конкурсов. Любые значимые общественные сооружения обязательно проходили этап конкурсного проектирования.

В конкурсе на проект мавзолея Ленина приняли участие тысячи людей. Далеко не все они были архитекторами. Подавляющее большинство поданных заявок приходили от тех, кто не имел никакого отношения к архитектуре. Но они – ярчайшие выразители эпохи. В этих, временами очень наивных или утопических, проектах отразился весь размах, энтузиазм и жажда обновления эпохи двадцатых. Жажда увековечить те достижения, которые огромным числом современников воспринимались как самые великие за всю историю человечества.

Проекты присылали на оберточной бумаге, на тетрадных листках, на кусках обоев. Нарисованные не очень умело. Но все они отражали очень искренние чувства. Потому-то их до сих пор так интересно рассматривать. Все работы подавались на конкурс анонимно. К каждой прилагался запечатанный конверт с именем автора. На самом проекте и на конверте был указан не числовой код, как делают сейчас, а девиз. Девиз, отражающий суть и смысл, заложенные автором в его произведение. И эти девизы тоже отражение эпохи.

«Искусство трудящимся»

«Центр мира»

«Революционная рапсодия»

«Заря новой жизни»

«Жизнь – борьба»

Несмотря на то, что вроде бы создавали усыпальницу, место погребения, но воспринимали это как жизнь, как обновление, как стремление в будущее.

Многие проекты использовали символы глобуса, свет, как дополнение к архитектуре. Много было вариантов с пирамидой, поскольку уже стоявший деревянный мавзолей стал вполне привычным, воспринимался как правильное решение. И очень многие явно страдали гигантоманией. Не сильно разбирающиеся в архитектуре люди совершенно искренне пытались добавить значительности своим произведениям за счет увеличения размера. Много проектов предлагались высотой сотню и более метров. Например, проект колоссального маяка, который должен был быть виден с расстояния в 300 км. Кстати, от Москвы до Тулы, Рязани, Твери меньше 200 км. Можно представить каких размеров предлагали построить здание в центре Москвы, чтобы оно было бы видно из соседней области.

К 11 апреля 1926 года на рассмотрение было прислано 117 проектов. Разумеется, конкурсной комиссии требовалось довольно много времени, чтобы рассмотреть все поданные заявки и вынести решение. Пока же составлялись и присылались проекты на конкурс, требовалось поместить тело Ленина в более подходящее здание, обеспечить доступ к нему. Поэтому еще весной 1924 года Щусев приступает к постройке второго мавзолея.

Второй мавзолей

Он тоже был деревянным. Щусев сохраняет саму идею небольшой ступенчатой пирамиды, но увеличивает размеры здания и добавляет по обе стороны от центрального входа лестницы на небольшие трибуны.

В 1929 году Политбюро принимает решение о постройке уже постоянного каменного мавзолея. Несмотря на все разнообразие присланных на конкурс идей, небольшая, но выверенная по законам композиции и архитектуры постройка уже прочно вошла в ансамбль Красной площади. А вписать в эту целостность что-то новое и при этом не разрушить уже сложившийся ансамбль было довольно непростой задачей.

Задача – вписать в ансамбль

Трибуна второго мавзолея
Руководители страны на трибуне мавзолея

Облик главной площади страны формировался веками. Западная граница площади была окончательно обозначена в XVI веке строительством красных кирпичных стен Кремля. Правда, тогда вокруг него еще был ров, который был засыпан в начале XIX века. В середине XVI века на южной границе появляется Собор Покрова на Рву, или, в народном варианте, – Собор Василия Блаженного.

В следующем, XVII столетии кремлевские башни получают привычные нам сегодня шатровые крыши. Их не было изначально, они появились только когда Кремль утратил собственно военное значение. В XVIII веке в Кремле строится здание Сената. Само оно с площади не видно, но его купол обозначает центральную ось запад-восток. В XIX веке на площади появляется первый в Москве скульптурный памятник. Благодарная Россия чествует Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. В том же столетии на северной границе пощади появляется здание нынешнего Исторического музея, а восточная часть оформляется длинным каменным пассажем торговых рядов.

И вот в это разнообразие и одновременно единство А. В Щусеву предстояло добавить новый элемент. Сделать его центром и, в то же самое время, не нарушить сложившейся за века гармонии. И нужно признать, что ему это блестяще удалось. Третий вариант мавзолея сначала был сделан деревянным, в натуральную величину и размещен на нужном месте, чтобы еще раз оценить как здание впишется в пространство площади. Потом уже приступили к строительству из камня.

Второй мавзолей
Второй мавзолей В. И. Ленина

Замаскировать и выделить. Одновременно

Щусев расположил мавзолей не в центре, а сдвинул ближе к стенам, поставив «на рву», темно-красный полированный гранит одновременно и сливается по цвету со стенами Кремля, и выделяется блеском на их фоне. Мавзолей, с одной стороны, не велик размерами, а с другой – своим расположением на оси, создаваемой куполом Сената и куполом Верхних торговых рядов, является центром западной стороны Красной площади. Щусев сумел одновременно сделать его одной из доминант в ансамбле и при этом максимально незаметным в том же самом ансамбле. Здание подчеркнуто лишено каких-либо украшений, это строгая и лаконичная постройка. Кстати, архитектору пришлось справляться с сильным общественным давлением, отстаивая свое видение. От него требовали, как минимум, пирамиду Хеопса в натуральную величину. А лучше побольше. Но, к счастью, Щусев обладал великолепным чувством стиля и значительным авторитетом. А потому сейчас главная площадь страны остается площадью, а не тропинкой вокруг копии египетской пирамиды или сквером около гигантской скульптуры на глобусе.