Это парадокс, но это так. Масса серьезных проектов с большими сроками срывается именно из-за больших сроков! Да-да. Многие менеджеры проектов могут подтвердить, что чем больше времени на выполнение задачи, тем выше риск, что в срок она выполнена не будет.
Нам всегда кажется, что на большой проект еще есть время, а вот это дело срочное. Его нужно сделать сейчас. Таких горящих задач каждый день образуется множество. Если брать выпускной класс, то это задания по всем предметам, конкурсы, репетиции, школьные и внешкольные мероприятия. А ведь еще хочется погулять, на концерт, да и просто отдохнуть. Ведь до экзамена по истории еще далеко, а проверочная работа по биологии близко. Или же нам кажется, что задача подготовки такого объема материала настолько огромна, что совершенно непонятно как к ней подступиться, она необъятна и неподъемна.
Страх масштабной задачи очень распространенная причина прокрастинации.
Когда я задумывала запуск своего онлайн-проекта, мне казалось, что я просто утону в тех больших и маленьких задачах, идеях, задумках и проблемах, которые нависали надо мной как девятый вал и грозили обрушиться мне на голову. Хотелось немедленно забыть об этом и пойти посмотреть котиков в инстаграм. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, это сесть и начать думать.
В любой непонятной ситуации – думай.
«Джедайские техники» Макс Дорофеев
Эту прекрасную цитату я нашла в книге «Джедайские техники» Макса Дорофеева. И начать нужно с определения своей цели. Что мы хотим получить в результате наших усилий?
Сейчас можно найти массу статей по постановке целей. Для планирования запуска проекта или же подготовки к сдаче ЕГЭ очень подходит постановка цели по системе SMART.
Цель должна быть:
- конкретна
- измерима
- достижима
- обеспечена ресурсами
- ограничена по времени
Чтобы понять, как применить это на практике, разберем подробнее. Конкретность цели значит, что мы точно понимаем, что хотим получить в результате наших усилий. Быть счастливым цель совершенно не конкретная. А вот поехать в Рим на зимних праздниках – конкретная.
Измеримость – определение в точных численных показателях. Например, выучить немецкий язык – это не измеримая цель. А вот получить не менее 85 балов на ЕГЭ – измеримая.
Достижимость цели предполагает, что мы оцениваем нынешнее положение, наши возможности и ставим себе задачу с их учетом. Без физической подготовки за год натренироваться и победить Олимпийских играх цель недостижимая. А вот сдать норматив или пробежать стометровку за 15 секунд – вполне.
Обеспеченность ресурсами. На любую задачу нам нужно, как минимум, выделить время. И быть готовым отказаться от каких-то других дел ради достижения цели. А кроме того, к ресурсам можно отнести книги и пособия, доступность онлайн-курсов, уже имеющиеся у нас умения или возможность оплатить чью-то помощь. Все это ресурсы достижения наших целей.
И, наконец, цель должна иметь ограниченный срок выполнения, или же она не будет выполнена никогда. В случае с подготовкой к ЕГЭ срок установлен извне, а вот с личными проектами придется ставить границы самостоятельно.
Если брать запуск моего проекта, то цель я определила так:
- 1. конкретность: собственный домен и хостинг, структура будущего сайта и 4 статьи для начальных публикаций
- 2. измеримость: 4 статьи для первого этапа, список из 15 тем для последующего наполнения
- 3. достижимость: я уже знаю, как работать с онлайн-проектами, умею писать статьи и владею материалом
- 4. обеспеченность ресурсами: я выделяю в своем графике время на работу с материалом по два часа четыре дня в неделю, могу оплатить домен и хостинг, умею работать с текстами и графикой
- 5. ограниченность по времени: первый этап запуска проекта должен закончиться к первой неделе февраля.
В моей постановке цели присутствует уточнение «для первого этапа». Для завершения больших проектов мы делим их на более мелкие и, следовательно, более достижимые этапы. В управлении проектами такие ступени называют итерациями. Такое деление дает нам ощущение выполнимости задачи. Согласитесь, что приняться за выполнение пункта «подготовить квартиру к ремонту» куда сложнее, чем к списку «купить коробки, упаковать книги, сложить посуду и т. д.» Именно поэтому подготовку к важному экзамену стоит делить на периоды и в конце каждого подводить промежуточный результат, а уже на его основе строить план и ставить цели следующего шага.
Как же спланировать подготовку к ЕГЭ по системе SMART?
Для начала конкретизируем, что мы хотим получить. Большинство выпускников и родителей, с которыми мне приходилось работать, приходят с туманными ожиданиями «нам нужно сдать хорошо» или «как можно лучше». Стремиться к наилучшему результату это понятно, но в данном случае более эффективно будет заранее прикинуть какие экзамены нужны для выбранного направления, желательно подобрать два-три варианта и определить нижнюю границу баллов, достаточных для поступления.
Это называется минимальный приемлемый результат.
Отсюда переходим ко второму пункту. Измеримость. Если наш минимальный результат 185 баллов для проходного по трем экзаменам, при этом русский язык дает 80, на иностранном можно набрать не больше 50, значит минимум по обществознанию это 55 баллов. Да, больше это прекрасно, но нам важнее, что цель будет достигнута уже при 55 и именно на результат 55 баллов и выше мы и будем ориентироваться при оценке нашего продвижения.
Достижимость. Чтобы понять, насколько близка или далека наша цель, стоит написать пробники и посчитать результат на данный момент. Заодно и посмотреть на каких предметах можно набрать больше баллов и подстраховаться за их счет, а какие явно в зоне риска.
Обеспеченность ресурсами. Как минимум, придется выделить время на подготовку и наверстывание материала. Приобрести учебники или пособия и определиться будет ли это самостоятельная подготовка, курсы или работа с репетитором. Можно почитать статью со сравнением разных вариантов подготовки у меня в блоге.
Ограниченность по времени. Да, основной дедлайн это, конечно, сам экзамен. Но имеет смысл все же разбить этот большой проект на несколько этапов с конкретными датами окончания и на каждом из них делать промежуточные проверки, хотя бы за счет пробников и подсчета баллов. Это даст правдивую картину продвижения и позволит корректировать процесс.
Мы начали с того, что провалить большой проект можно как выполнением его без должного плана, так и излишне серьезным планированием. Реальное же выполнение задач где-то посередине.
План – это инструмент, а не самоцель.
Так что достижение цели – это план плюс работа по нему.