Ближний Восток. Иерусалим

Ближний Восток. Истоки и причины конфликта

Какие есть явные и не очень причины конфликта на Ближнем Востоке

Конфликт Израиля и Палестины уже два месяца приковывает всеобщее внимание. Конфликт крайне острый, очень долгий и протекающий на очень небольшой территории. Территория действительно маленькая. У нас многие воспринимают любое государство как большое по площади. Ну просто потому, что мы сами в таком живем, это нормально. Вот для сравнения. Весь Израиль – 22 000 кв. км. Это ровно половина Московской области. Все имеющиеся на сегодня территории палестинцев примерно равны 700 кв. км. Это в три с половиной раза меньше площади Москвы. И на этом крохотном в общем-то пятачке проходит самый длительный конфликт современного мира.

Площадь Израиля – половина Московской области

Площадь Палестины в 3,5 раза меньше Москвы

Попробуем разобраться в его причинах. Есть довольно очевидные, которые известны всем. А есть менее очевидные, которые известны в основном специалистам и тем, кто специально интересовался вопросом. В этой статье пройдем по корням этого противостояния. Откуда оно вообще взялось и кто какие интересы в нем преследует.

Многие статьи о конфликте арабов и евреев начинают рассмотрение его с 1947 года и резолюции ООН о создании двух государств – Израиля и Палестины, но это превращает обзор в простое перечисление взаимных нападений. Давайте попробуем посмотреть на этот вопрос более широко.

История палестинских территорий

Если уж всерьез разбирать истоки ближневосточного конфликта, то начинать придется еще от Адама неженатого. Так глубоко мы, пожалуй, копать не будем, но какое-то представление об истории этих территорий иметь все же нужно. Определить, кому они искони принадлежат, невозможно в принципе, ибо по этой территории кто только не бегал туда-сюда еще с момента выхода первых homo sapiens из Африки. Эти земли, входившие в плодородный полумесяц, были заселены людьми одними из первых на планете. И приблизительно столько же за них все воюют.

Тут сталкивались Египет фараонов и Хеттское царство. Финикия боролась за право быть торговой державой. Примерно в первом тысячелетии до н. э. сюда стали проникать первые древнееврейские племена, в результате создавшие два своих государства: Израиль и Иудею. В разное время они входили в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, были провинцией сначала Рима, а после распада Римской империи, остались в Византии.

Изгнание евреев римлянами

Римляне начали преследование евреев после череды крупных восстаний в I-II веках, во время которых погибло большое количество римлян и греков, живших в Палестине. После одного из них римляне разрушили второй Храм иудеев. Крупнейшим из этих восстаний было восстание Бар-Кохбы, в ходе которого иудеям на короткое время удалось восстановить государственность. Римские легионы одержали победу над восставшими, при этом был практически полностью разрушен Иерусалим. Восстановили его уже под новым названием Элия Капитолина. Сама провинция Иудея была переименована в Сирия Палестина, а евреям было запрещено не только селиться здесь, но и посещать Иерусалим. Были запрещены многие религиозные обряды. Еврейское население после этого рассеивается по другим странам региона.

Появление арабов в Палестине

В седьмом веке нашей эры появляется новый, как бы сейчас сказали, глобальный игрок – Арабский халифат. Быстрорастущее государство поглощает земли Аравии, северной Африки и сталкивается с Византией. В 638 году Палестина была завоевана халифатом и вошла в него как провинция аль-Фаластын. В XIII в. это провинция Египта. Позднее турки-османы отвоевали эти земли, и они вошли уже в состав Османской империи. Напомним, что именно здесь разворачивались основные события главных Крестовых походов. Вплоть до ХХ века Палестина оставалась провинцией Турции. Как не трудно догадаться, каждое последующее завоевание приводило к появлению новых переселенцев. Римские ветераны, арабские феллахи, турецкие крестьяне, европейские крестоносцы всех мастей и еще сотни самых разных племен и народностей.

Чем привлекали эти земли еще с древности? Почему непременно все хотели их иметь под своим контролем?

В традициях классиков начнем с экономики

Палестина – это транспортный коридор, через который тысячелетиями проходили торговые пути между Малой Азией и Африкой, а позже Европой. Через Синай шли караваны еще со времен фараонов. Сюда выходил Великий шелковый путь, по которому еще Римской империей велся обмен с Китаем в частности и Азией в целом. То есть, здесь тысячелетиями шла оживленная и крайне прибыльная торговля. И до сих пор важность этих транспортных коридоров не уменьшилась. Да, есть авиасообщение, да есть морская торговля. Но как транспортный узел Палестина до сих пор очень и очень важна. Здесь проходят нефте- и газопроводы, недалеко Суэцкий канал, а значит очень активно идет судоходство. И именно сюда должен выйти обновленный Шелковый путь, идею которого активно продвигает сегодня Китай.

Энергетика: газ и нефть

Еще одна экономическая причина, причем современная, это газовое месторождение Левиафан на шельфе Средиземного моря. Оно считается одним из самых крупных разведанных в последнее время. И чаще всего можно прочитать, что оно находится в территориальных водах Израиля. Вот только если посмотреть на карту, то видно, что на эти территориальные воды может претендовать и так и не созданная до сих пор Палестина. В данный момент оно разрабатывается американской компанией и считается израильским. Хотя, за него ведутся споры между Израилем, Турцией, Ливаном и Кипром. Левиафан обеспечивает Израилю энергетическую безопасность и плюс позволяет экспортировать газ в другие страны. Само собой, что появление официально признанного Израилем государства Палестина автоматически будет означать, что этот шельф больше не может просто считаться израильским. А это – многие миллиарды дохода и обеспечение собственного энергопотребления в стране.

Газовые и нефтяные месторождения Палестины и Израиля

Цветом выделены территории Израиля и Палестины в границах 1947 года.

Штриховкой показаны современные границы израильских и палестинских территорий.

Синими линиями показаны границы территориальных вод Израиля.

Синим пунктиром выделены территориальные воды Палестины.

Кроме того, на Западном берегу Иордана ведутся работы по разведке нефтяных месторождений. Западный берег на данный момент территория Палестины, но очень активно заселяется евреями, основывающими там свои поселения.

Водные ресурсы

Еще одна не столько экономическая проблема, сколько проблема выживания вообще. Это вода. Ни для кого не секрет, что территории Малой Азии место засушливое и не очень богатое водными ресурсами. Если смотреть на первоначальный план раздела территорий, который был предложен в 1947 году, то основные водные ресурсы как раз находились бы под контролем Палестины и Сирии. Вопрос с последней Израиль на время решил, захватив у соседей Голанские высоты. Эти территории признают израильскими только сам Израиль и США. И нужны они, в первую очередь, для обеспечения страны водой. То, что должно было отойти Палестине, вроде как ничье, поскольку Палестины нет. А если ничье, то Израиль считает это своим.

Итак, если смотреть на экономику, то это транспортные коридоры, потенциально очень большие запасы энергоресурсов и вода. Вот три кита экономических интересов в этом районе. Три весомые причины для постоянных конфликтов.

Ибо, как известно, половина войн начинается из-за денег. А вторая половина – из-за веры.

Вот к верованиям мы сейчас и перейдем.

Святая земля почти для всех

И если говорить о верованиях, то Иерусалим – одно из самых уникальных мест на планете. В нем находятся важнейшие религиозные символы для иудеев, для христиан и для мусульман. Ну вот только буддистов не хватает для полного комплекта по мировым религиям. И хотя бы индуистов, чтобы разнообразить национальные. Так что за контроль над Иерусалимом азартно соперничали все со всеми еще и из-за важности для верующих. При этом нужно помнить, что и внутри крупных религий есть разные течения. И они зачастую друг друга терпеть не могут едва ли не больше, чем иноверцев. Что только добавляет разнообразия в состав ругающихся за контроль над святынями.

Для иудеев Иерусалим – это место, где стояли два иудейских Храма и должен появиться третий и последний. У христиан – место страстей Христа, здесь Голгофа, храм Гроба Господня, место воскресения Иисуса. Для мусульман – место вознесения пророка Мухаммеда на небеса, над которым построена мечеть Аль-Акса, вторая по древности мечеть в мире и третья по значимости святыня ислама. Вторая мечеть на Храмовой горе – Купол Скалы, тоже является одной из самых почитаемых в исламе.

Самым острым в плане святынь является конфликт мусульман и иудеев.

И это нерешаемое противоречие. Поскольку для иудаизма важнейшее стремление – восстановить Храм. Но ровно на этом месте стоят Аль-Акса и Купол Скалы. И вернуть храм иудеев можно только снеся обе мечети.

Что такое Храм в иудаизме

В истории было два иудейских Храма. Первый, по легендам, был построен Соломоном и разрушен во время вавилонского завоевания. Второй евреи построили после возвращения из вавилонского плена, и он был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

Суть конфликта, который привел к этому, была та же, что потом унаследовали от иудаизма христиане, а за ними и мусульмане. Запрет признавать существование любого другого бога. А основой для Рима был государственный культ императора, почитаемого, как одного из богов пантеона. И Храм римляне считали оплотом сопротивления римскому владычеству. Вскоре после этого, как уже говорилось выше, большая часть евреев была изгнана. Все, что осталось от иудейской святыни – груды камней и одна стена, которую сейчас называют Стеной плача. Причем это не стена храма, это остаток стены вокруг Храмовой горы.

Храм в иудаизме может быть только один и только на Храмовой горе в Иерусалиме. Синагога – это место для собраний и молитвы, но почти никакие ритуалы там проводиться не могут и там нет того, что иудаизм называет шехина – присутствие бога.

Восстановление Храма – главная мечта для еврейского народа и важнейшая цель в религиозном учении.

Восстановить его можно исключительно на старом месте. По традиции принято считать, что Святая святых располагалась над Краеугольным камнем, с которого началось сотворение мира, жертвенник должен быть установлен там, откуда была взята земля для сотворения Адама, где он впоследствии приносил жертвы Богу и где Авраам построил жертвенник для принесения в жертву Исаака. И никаких других вариантов.

Храмовая гора в исламе

Вот только над Краеугольным камнем, который в исламе тоже считается священным, построена мечеть Купол скалы. И рядом с ней мечеть Аль-Акса, связанная с местом вознесения пророка Мухаммеда на небеса. Аль-Акса была первой, по которой ислам определял направление для молитвы, с Краеугольного камня вознесся пророк. Представить, что эти святыни мусульмане согласятся ликвидировать, чтобы дать восстановить еврейский храм, невозможно.

То есть, религиозный конфликт евреев и мусульман не имеет никаких компромиссных решений. Но вплоть до прошлого, двадцатого, века все это не было настолько острым вопросом, каким является сейчас. Палестинские территории находились в составе Османской империи, определенные права на почитание христианских святынь были у католиков и православных. Об этом заботились правительства, договариваясь с султаном. Еврейское население никаких религиозных прав на этих территориях не имело, хотя некоторое количество евреев там всегда оставалось.

Но к концу XIX века ситуация в регионе начинает меняться. И причиной становится такое явление как сионизм. Причем не только и не столько еврейский, сколько христианский сионизм и еще диспенсациолизм.

При чем тут протестанты?

И чтобы разобраться что это вообще такое, придется сделать небольшое отступление и пояснить некоторые особенности протестантских христианских церквей. Одним из важнейших требований Реформации была доступность Библии для всех христиан. В противовес прежним традициям, когда чтение священных текстов было доступно только священникам. Которые получили соответствующее обучение и должны были разъяснять пастве смысл написанного.

Протестантские течения провозгласили, что читать, а главное – толковать Библию могут абсолютно все. Прибавим к этому еще одно из требований этих учений, что каждый должен приносить пользу окружающим, как-то работать на благо других. В результате появляется совершенно новый тип, так сказать, занятости. Обеспеченные интеллектуалы, которым в силу происхождения и финансов работать было и не нужно, и не по статусу, но требовалось соблюдать предписания церкви.

Любительские толкования Ветхого Завета

Часть занялась научными изысканиями и многие внесли действительно серьезный вклад в изучение мира. А другая часть занялась изучением священных текстов и поиском в них тайного или утерянного смысла. Не будем углубляться в рассуждения о том, на каком языке эти тексты были изначально и сколько раз на какие языки их переводили. А также сколько после этого от изначального смысла в них осталось. Это рассуждение на пару докторских диссертаций по лингвистике. Как бы то ни было, именно в протестантских странах появляется масса течений, основанных на трактовках тех или иных текстов Библии. Разумеется, в большинстве из них даже речи не идет о реальном лингвистическом анализе. Это именно что интеллектуальные упражнения. Но воспринимаемые как религиозная доктрина.

Трактовали и комментировали по большей части Ветхий Завет. Благо сложных и не особо понятных текстов там в избытке. Боле того, многие из лингвистов-любителей считали, что написанный текст нужно понимать и воспринимать буквально. Символизм и иносказательность религиозных писаний они считали несущественным фактом. А исполнение пророчеств, имеющихся в Ветхом Завете, воспринималось как способ приблизить второе пришествие и вознаграждение праведников. Опять же, по религиозным воззрениям протестантов, главный признак праведника, избранного богом – успех в земных делах. Так что сомнений в собственной праведности и праве на божественное вознаграждение у человека богатого и с положением в обществе не возникает.

Христианский сионизм

Так появилось течение христианского сионизма, которое опиралось на книги Даниила и Иезекиля, где сказано, что что бог обещал Аврааму, что он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их. Тем самым, любовь господа по отношению к кому-либо проходит через его любовь к евреям. Христианский сионизм зародился в Великобритании в середине XIX века, а концу XX века стал значительным движением в США.

Это убеждение в том, что для исполнения пророчеств Библии необходимо вернуть евреев в Сион, Землю обетованную, как еще называют Израиль, и возродить еврейское государство.

В сочетании с учением диспенсациолизма, сионизм сильно влияет на Методистскую церковь, самую массовую религиозную организацию в Штатах.

Что такое диспенсациолизм

Диспенсациолизм делит все пророчества Библии на периоды, считая, что все, относящиеся к пройденным эпохам уже исполнены. Мы же живем в последней диспенсации, или последнем периоде. И с исполнением всех пророчеств, которые к ней относятся, произойдет вознесение праведников и после него Апокалипсис.

Диспенсациолисты считают, что перед вторым пришествием Христа на небеса будут вознесены живыми 140 миллионов праведников. Ровно. Не будем вдаваться в подробности откуда такие цифры, и кто и на основе чего их высчитывал. Но все остальные останутся на земле бороться за свое спасение в разгар Апокалипсиса.

Царство Соломона на современной карте

Вспомним, что сомнений в собственной праведности у последователя методистской церкви, если он обеспечен финансово, ходит на проповедь и занимается благотворительностью, не возникает. И, тут очень важное уточнение, это вознесение напрямую связано с пророчеством о восстановлении государства Израиль в границах царства Соломона. И пока не произойдет возрождение Израиля, ни о каком божественном вознаграждении праведников речи не идет.

Царство Соломона (выделено желтым) на современной политической карте Ближнего Востока.

Если посмотреть на карту, то видно, что для исполнения этой идеи нужно не только ликвидировать палестинские территории, но и кое-что еще отнять у других соседей. У Сирии, например, почти половину территории, часть Ливана и Египта и половину Иордании.

Начало движения в Англии и США за переселение евреев и возрождение Израиля

Несмотря на то, что зародились эти взгляды довольно давно, серьезное влияние на политику они начали оказывать к XIX веку. Когда в Англии, а затем в Штатах на высоких постах появились люди разделяющие эти воззрения. И вот, появляется не маленькое количество меценатов готовых финансировать переезд евреев обратно на земли предков. И тем ускорить возрождение Израиля. Так граф Шрусбери впервые сформулировал лозунг «Земля без народа – народу без земли», агитируя за возвращение евреев на земли Палестины. И занимался этим почти шестьдесят лет. Еще один английский деятель, активно выступавший за возвращение евреями потерянных территорий, причем при поддержке европейских стран – Чарльз Генри Черчилль, который был британским комиссаром в Дамаске.

Англо-ирландский богослов Джон Нельсон Дарби написал книги «Другое рождение христиан» и «Великая радость». В которых активно продвигал мысль о возвращении евреев и создании их государства. Дарби продолжал свою миссионерскую деятельность в течение 60 лет. Совершил несколько поездок в США, в ходе которых он заложил в этой стране основу христианского сионизма.

Теодор Герцель

К движению христианского сионизма принадлежал и выдающийся деятель Вильям Хехлер, отвечавший за религиозные вопросы в британском посольстве в Вене. Ему удалось установить тесные отношения с Теодором Герцлем (на фотографии), одним из основоположников сионизма как такового.

Свыше 30 лет он посвятил развитию сионизма и еврейского движения, несмотря на то что сам он был христианином, присутствовал на Первом конгрессе Всемирного сионистского движения, который состоялся в Базеле в 1897 году.

В этом движении находились также британский промышленник Эдвард Казалит, известный путешественник Лоренс Олифант. Американец Уильям Блэкстоун, которого называли отцом сионизма. В 1891 году Уильям Блэкстоун возглавил мощную массовую информационную кампанию с целью оказания влияния на американского президента Бенджамина Гаррисона, чтобы он поддержал создание еврейского государства в Палестине. Среди тех, кто поддержал эту кампанию, были нефтепромышленник-миллиардер Джон Рокфеллер. Видный деятель СМИ Чарльз Скрипнер. Промышленник Джон Морган.

Влияние на политику Англии

В начале XX века движение христианского сионизма продолжало развиваться и достигло большого успеха в Великобритании. Английский премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж был последовательным приверженцем христианского сионизма, так же, как и его министр иностранных дел лорд Джеймс Артур Бальфур.

В 1919 году Бальфур выступил с речью, получившей название «Декларация Бальфура», в которой заявил, что правительство Великобритании «с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине „национального очага“ для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели», хотя на тот момент Палестина и принадлежала Османской империи.

Столкновение религиозных интересов

Итак, если смотреть на религии, то иудаизм с исламом находятся в острейшем конфликте из-за расположения святынь, при этом многие евреи, прибывавшие в Палестину, были убежденными сионистами и были настроены обязательно восстановить Храм. В этом стремлении их поддерживали часть европейских стран и США, в которых распространены протестантские христианские церкви и сильно влияние диспенсациолистов и христианских сионистов. Для которых восстановление еврейского государства – залог собственного вознесения в рай. А значит конфликт становится уже многосторонним.

Начало переселения евреев

Теперь о политике. Именно на волне еврейского и христианского сионизма в конце XIX и в начале XX века в Палестину хлынул поток переселенцев из европейских стран. Палестина стала восприниматься международными еврейскими кругами, как очаг еврейской государственности. Сионистская организация оформилась на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 г. И стала предпринимать практические шаги по евреизации страны. При финансовой поддержке в том числе английских и американских спонсоров шло активное строительство еврейских городов и поселений. А поскольку Палестина уже в то время была перенаселена, в ней остро ощущался недостаток воды и свободной земли. Все это не могло не привести к конфликтам между арабами, жившими здесь уже почти полторы тысячи лет и прибывающими евреями.

В 1917 г. в ходе Первой мировой войны Палестина была оккупирована английскими войсками и с 1920 по 1947 г. была подмандатной территорией Великобритании. Англия получила мандат, то есть право управления Палестиной, у Лиги Наций. Разумеется, что процесс переселения евреев в это время только нарастал. Как нарастала и напряженность в регионе.

Английский проект раздела территорий Израиля и Палестины

К середине тридцатых стало понятно, что что-то с этим нужно делать. И возникает идея разграничения Палестины на два отдельных государства для евреев и для арабов. В английском правительстве обсуждается проект раздела подмандатной территории на три части. Северную часть с прибрежными территориями предполагалось выделить для Израиля. Южную – для Палестины. А земли, связанные с важнейшими святынями, Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а заодно и стратегически важные Иудейские горы – оставить под управлением Англии. Воплотить этот проект в жизнь не удалось, помешала Вторая Мировая война. А вот после нее, учитывая масштабный геноцид евреев, организованный нацистами, идея создания отдельного еврейского государства получила очень большую поддержку в обществах многих стран.

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 1947 года

Поток переселенцев снова возрос, что привело к серьезным столкновениям между арабами Палестины и евреями, гибли сотни людей. В результате ООН в 1947 году принимает резолюцию о разделении территорий и создании двух самостоятельных государств: Израиля и Палестины.

При этом по резолюции №181 Генеральной ассамблеи ООН территории арабского государства включали четыре не связанные между собой части, а еврейского – три. Оставалась нейтральная зона Иерусалима и прилегающего Вифлеема, она должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной.

Территория, выделенная для еврейского государства, была больше оставшихся за Палестиной. Ее значительно увеличили за счет южных земель Негева. Вот только соотношение населения на тот момент было примерно 2:1. На 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев. И, разумеется, такое разделение не могло найти понимания у палестинских арабов, которые полторы тысячи лет считали эту землю своей. И совершено не готовы были отдать более половины под расселение евреев. Кроме того, Восточный Иерусалим был определен как будущая столица Палестины, а с этим уже никак не могли смириться евреи. Поскольку как раз там находится Храмовая гора.

То есть, разделение территорий не устроило никого.

С этого момента и стартует современная фаза данного конфликта, который называют арабо-израильским и палестино-израильским.

А вот о том, почему на картах мира нет Палестины, что происходило далее, от резолюции 1947 года и до наших дней и какие новые причины для не прекращающейся войны появились уже после, будет вторая часть статьи.

* Подробнее о влиянии диспенсациолизма на политику США можно послушать в передаче политолога американиста Дмитрия Дробницкого.