Нужен ли интерес в подготовке

И можно ли заинтересовать кого-то

Обычно я занимаюсь с теми, кто готовится сдавать экзамен. Но иногда ко мне приходят с вопросом: могу ли я помочь поправить школьные оценки ученикам класса 6-8? Чаще всего я признаюсь, что нет, не могу. Почему? Да просто потому, что им самим это не особо и надо. Не интересно. Да, есть редкие случаи, когда надо ликвидировать несколько базовых пробелов, и занятия войдут в нормальную колею. Но это скорее относится к точным наукам вроде физики и математики. С моими предметами так бывает исчезающе редко. А когда ученику не интересно, преподаватель бессилен. Можно хоть на животе плясать, толку все равно не будет. Возможен разве что кратковременный эффект – просто от того, что ты фактически за него написал несколько домашних работ. Но никакого долговременного улучшения не произойдет.

Предвижу возражение: «Нужно заинтересовать!»

Я никогда не понимала и не принимала почти постоянного рефрена «заинтересуйте вашим предметом».

Интерес – это не то, что можно гарантированно привнести извне.

Он идет изнутри, это всегда движение собственной души. Я могу только показать мой собственный интерес к предмету, показать, что это действительно стоит внимания и времени. И да, в ученике может что-то откликнуться в ответ. Но если у человека нет, например, склонности к математике, если в качестве основы выступает художественное мышление, то можно хоть до морковкина заговенья расписывать ему красоту стройных доказательств и гармонию расчетов. В лучшем случае он пропустит это мимо себя, а если настаивать – возненавидит. Если кто-то фанатеет от жуков и пауков, готов часами смотреть про них видео на Youtube, а лучшим досугом считает чистку террариума – бес-по-лез-но заставлять его восхищаться архитектурой или гонками на каяках. Как, кстати, бесполезно мне рассказывать, как интересны и прекрасны пауки или кивсяки. Спасибо, не надо.

Так что, любые наши стремления запрограммированы с рождения?

Конечно же нет. Мы приобретаем их. Пробуя что-то новое, примеряя к своим уже имеющимся навыкам и склонностям, больше внимания уделяя тому, что у нас получается лучше в силу природной расположенности или уже приобретенных умений. Начиная с малого и простого и поднимаясь все выше. Но проблема в том, что постепенное воспитание и выращивание таких качеств – это процесс долгий, рассчитанный на годы, да и результат весьма гадателен. Мир вокруг переполнен примерами, как в семье потомственных художников вырастает программист, а в династии медиков – поэт, падающий в обморок при виде крови. К репетитору же приходят за конкретным и быстрым результатом – идет ли речь об экзамене или о текущих оценках. И у репетитора просто нет времени постепенно формировать мотивацию ученика. Увы, репетитор – не фея с волшебной палочкой, которой достаточно взмахнуть, и все станет как надо.

А заинтересоваться-то можно?

Да, в моей жизни были ученики, не один и не два, которые в результате нашей работы увлеклись моим предметом. Писали стихи про пройденные темы, читали и смотрели дополнительные материалы по предмету, и даже захотели изучать его как основную специальность. Если они сейчас это читают, честно еще раз скажу, что совершенно не считаю это моей заслугой. Лишь их собственным достижением. Я не стремилась «заинтересовать и увлекать». Я просто люблю то, что делаю, это для меня кайф и драйв. Вот и все.

Именно поэтому я всегда спрашиваю у тех, кто приходит ко мне заниматься: чего именно они хотят? Кто хочет поступать на эту специальность?

Если выбор сделал сам ученик, то наша работа будет куда эффективней, чем в случае выбора родителей вместо него.

Кстати, большинство людей полагает, что заинтересовать можно чем-то необычным, смешным или странным.

Любопытство, как первая эмоция, потянет за собой остальное.

Дайте вот такое «эдакое» — и все завертится. Просто потом подкидывайте, еще и еще, как дровишки в печку. Это действительно работает. Правда, очень недолго и не очень эффективно, если мы нацелены на долгосрочный результат. Всем, наверное, случалось посмотреть ролик на Youtube, в котором автор увлеченно моделирует в 3D, рисует пейзажи или программирует. И нам казалось, что это же классно, здорово, и я тоже хочу! Но многие ли реально добились хоть небольшого прогресса? Когда оказывалось, что в программе 3D не то что кубик сразу не нарисовать, а на одно только освоение меню нужно несколько часов потратить?

На одном только интересе — даже самом искреннем — далеко не уехать, к сожалению.

В самом любимом деле неизбежно есть рутина. Да, эмоциональная вовлеченность сильно скрашивает эту нудную часть, но она есть всегда. Это объективная реальность. Можно фанатеть от рисования, но навык все равно вырабатывается только долгими часами набросков. Можно до бабочек внутри обожать программировать, но без монотонного заучивания, повторения и практики далеко не уйти. И здесь интерес — лишь поддержка.

Двигатель же на этом этапе – дисциплина.

И внешняя дисциплина не эффективна. Как нечастая помощь в сложный момент – да. На постоянной основе – нет. Внутренняя же дисциплина, она же сила воли, плюс интерес – тандем, который помогает удерживать внимание на задаче и в какой-то момент перерастает в то, что Михай Чиксентмихайи называет состоянием потока. Еще его называют послепроизвольным вниманием, когда от человека уже не требуется усилий для удержания задачи в зоне актуального. Он начинает получать удовольствие от самого процесса деятельности.

Самое сложное в подготовке к экзамену – это несколько месяцев подряд удерживать цель в зоне актуального и важного.

По моему опыту, чаще всего будущие выпускники слабо представляют себе, куда именно они хотят поступать и почему. Критериями выбора обычно служат мнения родителей или друзей, туманные представления о престижности факультета и тому подобное. Но редко когда у выпускников есть осознанное желание получить именно эту профессию.

Так что внутренней мотивации отказываться от удовольствий ради достижения цели почти нет.

А придется выбирать: поехать в кино или проработать еще пару тем. Внутренняя дисциплина подвергается очень мощному давлению, при том, что ее у учеников и так обычно маловато. А внешняя, как мы помним, работает слабо. И в такой ситуации только собственная заинтересованность может удержать внимание на задаче и помочь добиться действительно хороших результатов. Все истории реального успеха именно про это. Про то, что человек только ради собственного выбора готов преодолевать трудности и сопротивление, готов ущемлять свои желания ради того, чего ему хочется еще больше.

Ни родители, ни учителя, ни репетиторы не впихнут знания в голову. Это не валенки в коробки раскладывать. Права народная мудрость: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Можно помочь, дать материал, поддержать, подбодрить. Но выучить за кого-то нельзя. И если этот кто-то надеется на то, что все получится само, разочарования неизбежны. Именно поэтому важно интересоваться тем, что ты делаешь. Пусть не самим предметом экзамена, но тем, что он дает в результате.

Когда видишь перед собой желанную цель, препятствия начинают восприниматься не как непреодолимые преграды, но как ступени, по которым необходимо подняться.

5/5