Пространная редакция Русской правды. О божьем суде

Текст

Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривень; аже мене, то роте ему ити по свое куны. (…)

Перевод

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

Примечание

Истец – в древних законах так называли и истца (обвинителя) и ответчика; в данной статье истец как раз ответчик. Головою клепати – обвинять в убийстве; поклеп – обвинение по подозрению. Голова – убийство, головник – убийца. Отсюда «уголовное право» в современной правовой системе. Татьба – воровство, тать – вор. Лицо – поличное. Железо, вода – так называемые «ордалии», «божьи суды», к которым прибегали при отсутствии явных доказательств в пользу обоих тяжущихся, и, по представлениям людей того времени, их должен был рассудить бог. Славяне (русины) знали также и такую форму «божьего суда», как состязание мечами: кто одержит верх над своим противником, в пользу того решается спор.

В средневековом обществе «божьи суды» представляли собой древнюю форму суда: в Киевском государстве они производились в присутствии княжеских судий, взимавших в пользу князя особую судебную пошлину – «железное».

Еще из Русской правды

Крестьянский наказ о земле

Цит. по: Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов. 1917 г. 19 августа. (Составлен редакцией эсеровской газеты