Андрусовское перемирие с Речью Посполитой 1667 г.

Договор о перемирии на 13 лет и 6 месяцев между Государством Российским и Польским, учиненный на съезде в деревне Андрусове полномочными послами 30 января 1667 года.

Выдержки

5. А которые городы и земли в сей прошлой войне от коруны Польской и Великого княжества Литовского завоеваны суть, и оставают во владении и в Державе его царского величества, се есть Смоленск со всею Северскою землею, с городами и с уездами, которые от того краю от Витебского и от Полоцкого и от Лифлянд, от Лютинского yездoв до Смоленска, то есть Дорогобуж, белая Невль, Себеж, Красное, також и Велиж, хотя издавна до Воеводства Витебского належащий с своими местами и с уездами, а с другого края, где есть Cеверскиe городы, около Чернигова все городы и земли, какими ни есть прозвищами и урочищами названные, оставатись имеют все в стороне его царского величества. <…>

11. Иные також все вязни от зачатия нынешней войны пойманные, так духовные, яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и молодшие и челядь разная всякого чину и полу и богомолия люди, также казаки Украинские, Татарове, под королевским величеством живущие, земляне и иные все служилые, хотя и в молодых летах будучие, так в коруне Польской, как и в Великом княжестве Литовском, в местностях, или в домах, или в бою, в замках, в местах, и где ни есть пойманные, хотя б ныне, в везенье были, или на службе его царского величества и у господ бояр заставали, хотя б там в государстве его царского величества с русскими особами поженились, или на веру русскую перекрестились, либо на дворах князей, во владении его царского величества будучих, или у мещан по городам в работе обреталися, также и жидов тех, которые в веру русскую не крестилися, всех с женами и с детьми и с животами их, никого не тая, и к заставанию не принуждаючи, доброю верою в сторону его королевского величества и Речи Посполитой взволить и выпустить его царское величество укажет; и которые б из них похотели в сторону его царского величества добровольно остаться, то им вольно иметь быть. А которые польского и литовского народа женский пол и жидовки вышли замуж за русских людей: и тем оставаться в сторону его царского величества при мужьях своих. <…>

18. И то постановили есмь, чтоб обои великие государи послали до хана Крымского и в своих грамотах сей утверженный покой ему объявили, чтоб для соседства Xaн Крымский с своими ордами был нашим великим государем в общей дружбе и в любительных ссылках, а от войны достаточно перестал, понеже великие государи наши уж меж собою в братской любви пребывают; а буде хан Крымской тем возгордит и в соседстве общим приятелем быти не похочет, и войны своей достаточно не престанет, тогда так в Украйне, как и в Киеве, и в Запорогах, и в иных Украйных ropoдех, по обоим сторонам реки Днепра обои войска, так коруны Польския и Великого княжества Литовского, как и государства его царского величества Московского, с Украйными тамошними людьми против Орды и хановых сил всегда готовы быти имеют и отпор давати, как общему неприятелю будут также и в Запорогах к на Дону спомочной и оборонной промысл над бусурманы не престанет. <…>