Часто в статьях про архитектуру начала прошлого века ее называют памятником III Интернационалу. Башня не должна была быть памятником, поскольку памятники ставят тому, чего уже нет. А Татлин создал в 1919 году проект штаб-квартиры III Интернационала, работавшего с 1919 по 1943 год. По его задумке это колоссальное сооружение должно было появиться в Петрограде или Москве.
Владимир Татлин не был профессиональным архитектором, он был художником. Но он уловил и отозвался на тот колоссальный порыв обновления и творческого поиска, который пришелся на 20-е годы прошлого века. Башня Татлина для того времени совершенно утопична. Технологии начала XX века не позволяли создать ничего даже похожего на задуманное. Это должна была быть ажурная металлическая конструкция, по своему виду более всего напоминавшая Вавилонскую башню с картин средневековых живописцев.

Вавилонская башня ХХ века
Высота всей конструкции – 400 метров. Внутри, один над другим располагались стеклянные объемы. Куб, со стороной 110 метров, пирамида, цилиндр и полусфера. Именно они должны были служить помещениями для штаб-квартиры. Причем все эти четыре элемента должны были вращаться с разной скоростью.
Идеей Татлина было увязать параметры всей конструкции с планетой. Высота 400 метров – это стотысячная часть земного меридиана. Куб должен был совершать полный оборот за год, пирамида – за месяц, цилиндр – за сутки и полусфера заканчивала бы полный оборот за час. Наклон башни соответствует углу наклона земной оси.

Так что основная идея этого, без сомнений грандиозного и очень авангардного проекта – создать нечто планетарного масштаба для организации, которая тоже мыслилась как нечто планетарного масштаба. Построена она не была. Но тем не менее это один из символов архитектуры 20-х годов, архитектуры конструктивизма, и революционной культуры Советской России.
Современные технологии позволяют попробовать увидеть, как бы выглядела Башня III Интернационала, будь она построена в те далекие бурные двадцатые. И пусть этот проект не воплотился в реальность, он оказал огромное влияние на архитектуру и все искусство ХХ века.
Башня Татлина в городском пейзаже

